Aliens

Pieslēgties Reģistrācija

Pieslēgties

Lietotājvārds *
Parole *
Atcerēties

Izveidot profilu

Fields marked with an asterisk (*) are required.
Vārds *
Lietotājvārds *
Parole *
Parole pārbaudei *
E-pasts *
E-pasts pārbaudei *
Captcha *

Izdevniecība "Apvārsnis" piedāvā

Pauluss, Frīdrihs (1890.-1957.g.)

Paulus.

Vācu nacistu ģenerālis-feldmaršals.

Dzīvesgājums. II Pasaules karā viens no sauszemes karaspēka ģenerālštāba vadītājiem 1940.-1942.gados. 
Komandēja 6.armiju, kas nonāca aplenkumā kaujā par Staļingradu.Padevās krieviem gūstā.
Pēc kara no 1953.gada dzīvoja VDR, strādāja par Tautas policijas inspektoru Drēzdenē.

Первым в германской истории генерал-фельдмаршалом, который сдался врагу, был командующий окружённой в Сталинграде 6-й армии Фридрих Паулюс.

29 января 1943 г. Паулюс отправил Гитлеру радиограмму, в которой сообщал о том, что будет держаться до последнего. В ночь на 31-е января, в последний момент Сталинградской битвы, он был произведён в генерал-фельдмаршалы. Это было косвенное указание к самоубийству.

Вскоре после получения радиограммы о присвоении ему звания генерал-фельдмаршала Паулюс вместе со своим штабом был пленён войсками 64-й советской армии генерал-лейтенанта М. С. Шумилова. Когда старший лейтенант Ф. М. Ильченко проник в расположение немецкого штаба – подвал универмага на «Площади павших героев» в центре Сталинграда, на «Красной площади», как её называли немцы, он увидел главнокомандующего 6-й германской армии без кителя лежащим на своей железной кровати. Требование о капитуляции разбитый полководец воспринял безучастно, ответив на него лёгким кивком головы. С Паулюсом в советский плен сдались 91 000 немецких солдат, 2500 офицеров и 23 генерала.

Опасения Гитлера, что Паулюс в «крысоловке» (так нацистский фюрер называл тюрьму в Москве на Лубянке) непременно заговорит и выступит против фюрера, не оправдались. Очевидно, причиной тому было корректное обращение с Паулюсом. К тому же в «крысоловке» его не держали. Фельдмаршал содержался в относительно комфортных условиях, получал хорошее питание и квалифицированную медицинскую помощь.

После пленения в Сталинграде фельдмаршал находился в лагере в Красногорске под Москвой, а с апреля 1943 г. – в Суздале. В этих лагерях, также как позже в Войково и на дачах в Дуброво и Томилино под Москвой, «самый знаменитый военнопленный в СССР» находился под постоянным контролем офицеров Главного управления по делам военнопленных и интернированных Министерства внутренних дел СССР.


Знакомства для отношений в Латвии
Знакомства для русскоязычных в Латвии. Проверенные анкеты. Бесплатная регистрация!
Узнать больше
rusdate.net
Яндекс.Директ
Сначала фельдмаршал отказывался от публичных выступлений против Гитлера; своё членство в антифашистских организациях – в «Национальном комитете „Свободная Германия“» (НКСГ) и «Союзе немецких офицеров» (СНО) он категорически отклонял. Осмотрительное молчание фельдмаршала было оценено Берлином. В мае 1943 г. он был заочно награждён знаком «Дубовые листья» к «Рыцарскому кресту» первого класса.

Однако после неудачного покушения на Гитлера 20 июля 1944 г., в котором активно участвовали немецкие генералы – друзья и коллеги Паулюса, фельдмаршал изменил своё поведение.

8 августа 1944 г., в тот день, когда в Берлине по приказу Гитлера был казнён генерал-фельдмаршал фон Вицлебен, Паулюс по радио «Свободная Германия» выступил против Гитлера. На нацистское руководство заявление Паулюса произвело столь сильное впечатление, что шеф Управления внешней разведки РСХА В. Шелленберг получил задание произвести идентификацию его подписи под обращением о присоединении к движению «Свободная Германия». Экспертиза установила безусловную подлинность подписи.

Семье Паулюса было предложено публично осудить поступок своего мужа и отца, отречься от него и сменить фамилию. Когда они решительно отказались выполнить эти требования, то были подвергнуты «ограничению в правах». Жена фельдмаршала Елена-Констанция Паулюс, урождённая румынская графиня Розетти-Солеску, была заключена в концлагерь Дахау.

14 августа 1944 г. Паулюс вступил в СНО. Так для него началось время активной работы против нацизма, о которой Кремль получал точную информацию. Сталин мог быть доволен своим «главным пленником»: по инициативе Паулюса 8 декабря 1944 г. было принято составленное по его проекту обращение 50 пленных генералов к немецкому народу и вермахту. В то время как советские войска сражались на Висле, а англо-американские – на Рейне, Паулюс признал, что война проиграна и призвал немецкий народ покончить с Гитлером и войной.



Через шесть недель после своего вступления в СНО Паулюс обратился с личным письмом к Сталину. Излагая «как маршал маршалу» свои «глубокие соображения и надежды», Паулюс просил Сталина принять его. Сталин никогда не встречался со своим высокопоставленным пленником, однако могущественное покровительство кремлёвского хозяина и после войны продолжало защищать Паулюса.

В этом судьба Паулюса выгодно отличалась от участи многих его коллег, в частности двух других пленных фельдмаршалов вермахта – Клейста и Шёрнера, которых, в отличие от Паулюса, содержали не на подмосковных дачах со своими поварами и ординарцами, а в тюрьмах МГБ; а также от судьбы экс-президента СНО генерала артиллерии Вальтера фон Зейдлица, которого в 1950 г. приговорили к 25 годам заключения.

Все же Паулюсу пришлось выступить перед судом. Но не в роли обвиняемого, а в качестве свидетеля обвинения на Нюрнбергском процессе над главными немецкими военными преступниками.

Поездке в Нюрнберг предшествовало заявление Паулюса правительству СССР от 9 января 1946 г., содержавшее подробный рассказ о вкладе германского генералитета в подготовку войны. Паулюс признавал и свою вину: «Я сам несу тяжёлую ответственность за то, что я тогда, под Сталинградом, вполне добровольно выполнял приказы военных руководителей, действовавших сознательно преступно… Как оставшийся в живых под Сталинградом я считаю себя обязанным дать удовлетворение советскому народу».

11 и 12 февраля 1946 г. свидетель Паулюс был допрошен Международным военным трибуналом. Особое значение в устах Паулюса, непосредственно участвовавшего в разработке плана «Барбаросса», приобрели обвинения, выдвинутые им против подсудимых Кейтеля и Йодля.

Выступление Паулюса в Нюрнберге явилось полной неожиданностью не только для подсудимых, защиты и прессы, но и для ближайшего окружения Паулюса из числа военнопленных. «Информаторы» сообщали о высказывании Зейдлица, о котором министр внутренних дел СССР Круглов доложил Сталину, Молотову и Берии: «Все это отдаёт сенсацией, испытываешь какое-то странное чувство. Пару лет тому назад мы предлагали Паулюсу самому сделать русским заявление [… ] о том, чтобы помочь вскрыть действительных виновников войны. Паулюс [… ] отказался от этого. Он колеблющийся человек».

Паулюс надеялся в Нюрнберге встретиться с женой, которую не видел с 1942 г., но семье так и не суждено было соединиться: по окончании заседания суда фельдмаршал сразу же был вновь отправлен в Советский Союз. Елена-Констанция Паулюс умерла в 1949 г. в Баден-Бадене, так больше не увидев своего мужа. Правда, по возвращении из Нюрнберга Паулюс получил письмо от сына, из которого узнал, что его жена была заключена в концлагерь. Прочтя письмо, он сказал: «Если бы я раньше знал всё, я бы использовал процесс и выступил бы более резко. Разве я не имел права выступать против этих свиней?!»

После возвращения из Нюрнберга Паулюс жил на подмосковной даче МВД в Томилино. Вместе с фельдмаршалом (о котором заботились приставленные ему из военнопленных ординарец Шульте и личный повар Жорж) находились генералы Зейдлиц, Шрайбер и Мюллер, а также адъютант Паулюса полковник Адам.

Фельдмаршал занимался научной работой. Он также консультировал советский фильм «Сталинградская битва». По заданию военно-исторического управления Генерального штаба Вооружённых сил СССР Паулюс и Зейдлиц независимо друг от друга писали воспоминания о ходе боёв на германо-советском фронте.

Круглов так заботился о своём главном подопечном, что даже (c разрешения Сталина и Молотова) отправил Паулюса, а за компанию с ним Мюллера и Шрайбера, на двухмесячный отдых и лечение в Крым.

После возвращения из Нюрнберга Паулюс, весьма лояльный по отношению к советским властям, всё чаще думал о своей работе в советской зоне оккупации Германии. Однако поддержанные Кругловым неоднократные заявления Паулюса советскому правительству с просьбой «рассмотреть вопрос о возможности своего использования в восточной зоне при восстановлении Германии» Сталин оставлял без ответа. Не помогло и поздравительное письмо Паулюса по случаю 70-летия «господина генералиссимуса», в котором Сталин был назван «великодушным другом немецкого народа».

Лишь после смерти Сталина Паулюс смог навсегда покинуть СССР. «Прежде чем я покину Советский Союз, – писал он в заявлении советскому правительству от 24 октября 1953 г., – я хотел бы сказать советским людям, что некогда я пришёл в их страну в слепом послушании как враг, теперь же я покидаю эту страну как её друг»…